ВСЁ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ

Комплексный интернет- портал посвещённый нефти и газу

Посмотрите также другие разделы нашего сайта!!!

Литература
много книг по нефти и газу

Программы нефтегазового комплекса

Медиафайлы про нефть

Анекдоты про нефтяников

Знакомства для буровиков

Всё про нефть и газ / Литература(каталог книг)

Гумеров А.Г., Азметов Х.А., Гумеров Р.С., Векштейн М.Г.
Аварийно-восстановительный ремонт магистральных нефтепроводов

Глава № 3

Навигация

Аннотация-Введение-Оглавление-Список литературы

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8

ВНИМАНИЕ

В текстах книг представленных на сайте в интернет формате очень много ошибок, не читаются рисунки, графики разбиты, это связанно с некачественной перекодировкой конвекторов из PDF формата и HTML.

Если Вам необходимы качественный текст с рисунками и графиками - то скачиваите книги с нашего сайта в формате PDF.

ссылка для скачивания книги или главы в формате PDF находится внизу страницы.

В данной библиотеке представлены книги исключительно для личного ознакомления.
Запрещено любое копирование не для личного использования, а также с целью использования в коммерческих целях.
В случае претензий со стороны авторов книг/издательств обязуемся убрать указанные книги из перечня ознакомительной библиотеки.
Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

анекдоты

программы

истории

ё ё KAf a aAn a u

AQAe а а с ё -

Q ё ё ё i AfeQa fOaufe Кё

ёОа ё f iA f Oi Юё ё ё Q ё Ne Q

3.1. ёё^ё^ёбёё NOe U Ад a 6 её ЁА^ a aAn a a ёба ё 5 ? 5 ё -?ё ё ё ?А? ё ?а ?Оа и? ё а ё a it) Аб

Ликвидация аварий на магистральных нефтепроводах выполняется силами аварийно-восстановительных служб с привлечением сил и средств местных органов власти и предприятий через местные органы управления, штабы ГО и МВД, в зависимости от тяжести аварии и возможных последствий для окружающей среды и населенных пунктов.

Аварийно-восстановительная служба включает:

аварийно-восстановительные пункты (АВП), создаваемые на линейных производственных диспетчерских станциях (ЛПДС) или нефтеперекачивающих станциях (НПС);

центральные аварийно-ремонтные службы (ЦАРС) или опорные аварийно-восстановительные пункты (ОАВП) при районном управлении магистральных нефтепроводов (РУМН) или территориальных производственных объединениях магистральных нефтепроводов (ПОМН);

специализированные управления по предотвращению и ликвидации аварий (СУПЛАВ), а также аварийно-восстановительные поезда в отдельных ПОМН.

Подразделения ABC должны быть укомплектованы персоналом в полном соответствии со штатным расписанием. Персонал должен знать специфику и местонахождение закрепленных за ним объектов, их расположение относительно соседних трубопроводов, сооружений, линий электропередачи, связи и т.д., а также знать правила ведения работ в охранной зоне трубопроводов, кабелей, воздушных линий и других сооружений и коммуникаций, расположенных в зоне прохождения обслуживаемого трубопровода. Пожарная безопасность при ликвидации аварий обеспечивается силами вневедомственной пожарной охраны УВД, отрядами ведомствен-

47

ной военизированной охраны (ВВО) и добровольными пожарными дружинами (ДПД).

На период выполнения аварийно-восстановительных работ по устранению аварий организуется круглосуточное дежурство медперсонала.

Связь в аварийной ситуации организуется и обеспечивается работниками производственно-технического управления связи (ПТУС).

Для аварийно-восстановительного ремонта и технического обслуживания трассу магистральных трубопроводов разбивают на участки, закрепленные приказом за подразделениями ABC. Протяженность участка трассы, закрепляемого за каждым подразделением ABC, должна составлять не более 250 км, а на сложных участках она устанавливается в зависимости от диаметров и количества ниток трубопроводов, природно-климатических и местных условий.

На каждом участке трассы трубопровода должен быть создан аварийный запас труб в объеме 0,1 % от его общей протяженности в обычных условиях и 0,3 % Для трубопроводов, проходящих в горах и в заболоченных районах.

В обязанности аварийно-восстановительной службы входят следующие функции:

оперативная ликвидация аварий;

содержание в постоянной готовности всех технических средств;

повышение уровня профессиональной подготовки ремонтного персонала путем организации обучения, тренировок и т.д.;

содержание всех объектов линейной части в состоянии, отвечающем требованиям "Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов" и "Правил охраны магистральных трубопроводов";

осуществление контроля за состоянием трассы на своем участке путем регулярного патрулирования;

проведение плановых мероприятий на своем участке трубопровода с целью недопущения и предотвращения аварий (участие и надзор за всеми работами, выполняемыми другими службами и организациями в охранной зоне, проведение технического обслуживания и ремонта согласно графику);

своевременное пополнение запасов горюче-смазочных материалов, запчастей и материалов.

Аварийно-восстановительные пункты оснащаются всем необходимым для ликвидации в соответствии с "Нормативом-табелем технического оснащения аварийно-восстановитель-

48

ных пунктов магистральных нефте- и продуктопроводов". Ремонтная техника и технические средства аварийной службы используются только при ликвидаии аварий и выполнении плановых мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту трубопроводов. Все табельные и используемые при ликвидации аварий и их последствий технические средства должны иметь в комплекте соответствующую Инструкцию по эксплуатации, а персонал ABC должен хорошо знать эти инструкции и применять технические средства в строгом соответствии с их требованиями.

Запрещается использовать персонал, аварийную технику и технические средства для работ, не связанных с техническим обслуживанием и ремонтом магистральных нефтепроводов.

При возникновении аварии на линейной части трубопровода каждая ABC действует в соответствии с планом ликвидации возможных аварий, разработанным заранее для закрепленного за ABC участка трассы. С целью повышения оперативности и отработки технологии АВР в целом и его (их) отдельных операций в каждом ПОМН, РУМН и АВП должны проводиться учения и учебно-тренировочные занятия. Программы учений должны быть направлены на выполнение мероприятий плана ликвидации возможных аварий. Количество занятий (учений) и их содержание определяются руководством организаций, эксплуатирующих нефтепроводы, в зависимости от квалификации ремонтного персонала, сложности обслуживаемого участка, трассы, природно-климатических условий и т.п.

Учения и учебно-тренировочные занятия (УТЗ) должны проводиться с периодичностью:

в АВП — не реже 1 раза в месяц;

в ОАВП — не реже 1 раза в квартал;

в СУПЛАВ — не реже 1 раза в полугодие.

Очередные учения и УТЗ могут не проводить в тех из перечисленных выше подразделениях ABC, которые были задействованы при ликвидации аварий или производстве врезок на обслуживаемых ими участках трубопроводов. Учения по обмену передовым опытом, новейшими техническими средствами и методами производства аварийно-восстановительных работ в масштабах отрасли организуются и проводятся по специальной программе один раз в 3 — 5 лет.

Для участков трассы каждого АВП разрабатываются планы ликвидации возможных аварий, определяющие обязанности и порядок действия ответственных должностных лиц и пер-

49

сонала аварийных служб, позволяющие более оперативно и организованно принимать экстренные меры по восстановлению трубопровода, обеспечению безопасности соседних объектов народного хозяйства, защите окружающей среды и тем самым значительно сократить ущерб от аварии. План ликвидации возможных аварий должен содержать:

оперативную часть;

техническую часть;

порядок взаимоотношений и взаимодействия с другими организациями в соответствии с "Правилами охраны магистральных трубопроводов", "Инструкцией по производству строительных работ...", "Положением о взаимоотношениях ведомств, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре".

В оперативной части плана ликвидации возможных аварий должны быть отражены следующие вопросы:

распределение обязанностей между отдельными службами и лицами, участвующими в ликвидации аварии, и порядок их взаимодействия;

списки, адреса, телефоны должностных лиц, которые должны быть извещены об аварии. Эти списки и адреса должны находиться у диспетчера ПОМН и РУМН;

действия группы патрулирования (контрольной группы) ABC в начальный период после обнаружения аварии;

перечень организаций, предприятий и хозяйств, а также порядок их оповещения о возможном распространении разлившегося при аварии продукта и о границах взрыво- и пожароопасной зоны с целью принятия совместных мер по обеспечению безопасности населенных пунктов, объектов народного хозяйства и по защите окружающей среды;

маршруты следования;

мероприятия по спасению и защите людей;

мероприятия по спасению (сохранению) материальных ценностей;

правила и сроки оформления установленной документации.

Техническая часть плана должна содержать:

оперативный журнал ликвидации аварии;

перечень необходимой технической документации для организации работ по ликвидации аварий на МН;

план и профиль участка трубопровода с указанием глубины залегания всех подземных коммуникаций;

перечень видов возможных аварий;

методы ликвидации аварий;

50

перечень технических средств, используемыех в зависимости от характера аварии и природно-климатических условий;

примерный график выполнения работ по ликвидации аварий;

объем предполагаемого стока продукта в зависимости от рельефа местности, предполагаемый характер растекания, опасность попадания в водоемы и т.д.;

мероприятия по предотвращению разлива и загорания продукта;

мероприятия по охране природных богатств;

мероприятия по обследованию состояния трубопровода после ликвидации аварии; порядок закрытия и открытия линейных задвижек;

мероприятия по сбору и утилизации разлитого продукта, а также по ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов.

Планом должны быть предусмотрены действия персонала ABC, BBO, ДПД при возникновении вследствие аварии на трубопроводе угрозы жизни людей в близлежащих населенных пунктах, а также мероприятия по спасению людей и материальных ценностей.

Предприятия, эксплуатирующие в техническом коридоре магистральные трубопроводы, линии электропередачи и связи, обязаны совместно разработать и иметь у себя для руководства общую схему объектов с точным указанием их взаиморасположения, а также иметь планы ликвидации возможных аварий на подведомственных объектах, в которых должны быть предусмотрены меры по защите всех объектов технического коридора от повреждений при производстве аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий аварии.

Планы должны быть согласованы со всеми предприятиями — владельцами объектов в техническом коридоре.

Все планы, независимо от условий пролегания трубопроводов, согласовываются с органами Госпожнадзора, Госгор-технадзора и инспектирующими органами охраны природы. Планы ликвидации возможных аварий разрабатываются и пересматриваются комиссией в составе начальника отдела эксплуатации, старшего диспетчера, главного механика, главного энергетика, инженера по технике безопасности, представителя ПТУС, начальника ABC СУПЛАВ, начальника пожарной части, подписываются членами комиссии и утверждаются главным инженером районного управления.

Планы ликвидации возможных аварий рзарабатываются в

51

соответствии с фактическим состоянием линейной части трубопровода, аварийной техники и подъездных путей, наличием кадров и т.д. При изменении фактического состояния в план в течение месяца необходимо внести соответствующие изменения и дополнения.

Планы ликвидации возможных аварий должны находиться у главного инженера районного управления, диспетчера районного управления, начальника ABC. Сменный оператор ЛПДС и начальник караула ВОХР должны иметь выписки из разделов плана, касающиеся этих служб. К плану, находящемуся у диспетчера, должен быть приложен оперативный журнал аварий.

План ликвидации возможных аварий должен быть тщательно изучен всеми инженерно-техническими работниками ЛПДС и всеми членами бригады ABC. Знание плана проверяется во время учебно-тренировочных занятий. Все изменения, вносимые в план ликвидации возможных аварий, должны своевременно доводиться до сведения всех инженерно-технических работников ЛПДС, РУМН и всех членов бригады ABC.

3.2. i6'i 5 а 6 6ё аёбёё? А6 6^ а 6 А?Аё а а ? ё a e aiUAo

Комплекс технических средств для аварийных служб определяется в соответствии с функциями службы, объемом работ и их характером, принятой технологией, регламентом и продолжительностью выполнения работ, экономической целесообразностью, экологическими соображениями и наличием соответствующих выпускаемых промышленностью технических средств.

Состав технического оснащения АВП должен предусматривать ликвидацию аварии любой категории сложности.

Количество и виды технических средств определяются из расчета выполнения в заданное время всех операций и объемов работ аварии, условно названной "расчетной".

Выбрав "расчетную" аварию и определив ее параметры, приступают к подбору конкретных технических средств для оснащения аварийно-восстановительных пунктов транспортными средствами, ремонтными механизмами, приспособлениями, инвентарем, инструментами и средствами по технике безопасности.

Основные показатели расчетной аварии приведены в табл. 3.1.

52

Таблица 3.1

Показатели
Обоснование значений
Диаметр нефтепровода, мм
Примечание

530
720
820
1020
1220

Средняя длина вставляемой катушки, м
Из статистики
2,25
3,21
2,95
5,70
6,0
За расчетную принята длина L = 6 м

Глубина заложения трубопровода, м Расстояние от нижней образующей до дна
СНиП 2.05.06-85
Требование техники безопасности по
0,8 0,5
0,8 0,5
0,8 0,5
1,0 0,5
1,0 0,5
для всех диаметров

котлована в местах
производству работ





сварки потолочных






стыков, м
Размеры ремонтного






котлована по дну, м: длина
Из расчетной дли-
8
8
8
8
8

ширина
ны L = 6 м и условий работы 2e + D + 0,6
2,73
2,92
3,02
3,22
3,42
Здесь С — ширина ковша экскаватора; D — диаметр неф-

глубина Средний объем стока, м^ Расчетное расстояние
Из статистики об
1,8 554
2,0 1508
2,1 1498
2,5 2482
2,7 3548
тепровода

авариях
В соответствии с
65
65
65
65
65

от АВП до места аварии, км
расчетом о размещении АВП





 

Для успешного проведения ремонтных работ необходима доставка в кратчайшее время людей, транспортных и технических средств к месту аварии. Для этого каждый АВП должен иметь транспортные средства с высокой проходимостью для маневрирования в процессе подготовки и ликвидации аварии. Такие транспортные средства необходимы, даже если имеются шоссейные дороги, идущие параллельно трассе нефтепроводов.

Для производства грузоподъемных операций каждый аварийно-восстановительный пункт оснащается автокранами грузоподъемностью до 60 т и трубоукладчиками типа ТО-1224Г на базе трактора Т-130Б в зависимости от диаметра нефтепровода. В процессе производства ремонтных работ необходимо поддерживать постоянную связь с руководством и диспетчером. Для этого в АВП предусмотрены радиостанции различной мощности в зависимости от расстояния. Это передвижная радиостанция мощностью 10 кВт с дальностью связи 40 км Р-40-1М на базе автомобиля высокой проходимости ГАЗ-66, радиостанции "Ангара-РА", 40 РТМ-А2-4М или "Марс". Одной из трудоемких операций при ликвидации аварии являются земляные работы по обнаружению и вскрытию аварийного участка нефтепровода и созданию ремонтного котлована, обеспечивающего свободный доступ к месту повреждения. Для этих целей каждый АВП должен иметь: самоходную бурильно-крановую установку типа УГБ-50М на базе автомобиля ГАЗ-66 (или типа УРБ-2.5А на базе автомобиля ЗиЛ-131); экскаваторы на гусеничном и колесном ходу с емкостью ковша от 0,3 до 1,0 м3; компрессор передвижной типа ПКС-5 производительностью до 300 м3/ч на прицепе с комплектом отбойных молотков; бетоноломы и шланги длиной не менее 50 м.

Аварии сопровождаются большим истечением нефти из трубопровода в ремонтный котлован, поэтому необходимы откачивающие средства для нефти, нефтяных эмульсий и воды. Для этого используются самовсасывающие насосы типа С-569М и НЦС-1 с подачей 130-200 м3/ч, погружные насосы типа ГНОМ с подачей от 25 до 100 м3/ч, водоотливная установка АВ-701, насосные агрегаты ПНА-1 и ПНА-2. Для сбора разлившейся нефти АВП оснащаются резинотканевыми резервуарами. Необходимы также технические средства для проведения электросварочных работ; для работы в ночное время — средства освещения; для работы в условиях болот и горной местности — дополнительные технические средства, такие как техника в болотоходном исполнении, средства для

54

усиления несущей способности болот. Для выполнения ремонтных аварийных работ предусматриваются запасные детали для трубопроводов и арматуры, средства для герметизации трубопроводов, измерительные приборы и слесарный инструмент, а также различные материалы и средства по технике безопасности и пожаробезопасное™.

По техническому оснащению аварийной службы имеется нормативный документ - "Норматив-табель технического оснащения аварийно-восстановительных пунктов магистральных нефте- и продуктопроводов". Табель устанавливает количество и виды технических средств для оснащения одного АВП.

Приведенные в Табеле технические средства предназначены для выполнения ремонтных работ по существующей технологии. При внедрении новых методов и средств для выполнения АВР требуется замена табельных средств новыми.

Техническое оснащение АВП, обслуживающего несколько нефтепроводов, определяется в соответствии с нормами Табеля для большего диаметра трубопровода. При этом запасные детали, арматура, инструменты и прочие средства должны обеспечивать возможность ремонта всех обслуживаемых трубопроводов.

Из каждых трех АВП один является опорным, его техническое оснащение обеспечивает выполнение наиболее трудоемких ремонтных работ на участках всех закрепленных за ним АВП.

Технические средства, указанные в табеле, предназначены для оснащения АВП, обслуживающего участок трассы нефтепроводов протяженностью 200 — 250 км в обычных условиях и в пустынях. На болотистых и горных трассах протяженность закрепляемого за АВП участка составляет 80— 100 км.

Аварийно-восстановительные пункты, обслуживающие переходы через крупные водные преграды и участки трассы с длительным стоянием паводка, следует дополнительно оснащать плавающими средствами (лодками, катерами, понтонами, баржами и т.п.), типы и количество которых должны обосновываться расчетом.

Транспортные средства, спецтехника, механизмы должны находиться в работоспособном состоянии и использоваться только для работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом трубопроводов. При выработке установленного ресурса до 25 %-ного уровня (по пробегу, моточасам и т.п.) специальное или транспортное средство АВП должно быть заменено новым.

55

Количество труб аварийного запаса по каждому обслуживаемому одним АВП новому нефтепроводу должно быть не менее 0,1 % от протяженности участка для обычных условий и 0,3 % — для болотистой трассы и солончаков; по мере старения трубопроводов запас должен быть увеличен до 0,3 %.

Персонал АВП обеспечивается спецодеждой, спецобувью, средствами по охране труда, технике безопасности и пром-санитарии, а также спецпитанием в соответствии с действующими нормами и указаниями.

В каждом территориальном управлении магистральными нефтепроводами для АВП должен быть разработан "Перечень неснижаемого запаса материалов и инструмента". Запасы материалов, инструмента, инвентаря, приспособлений и прочих средств должны пополняться до нормы после каждой аварии (расхода).

3.3. ё ё ЁА^ a aAn a u

А?Аё а а д ё -?ё ё ё 1А5 ё ?а Юа щ б i ёААё ?

Оперативное развертывание сил и средств позволяет существенно снизить ущерб от аварий.

Сразу с момента получения сигнала об аварии организуется выполнение мероприятий плана ликвидации возможных аварий, которые осуществляются в три этапа.

uUaO 1. Поиск места аварии и определение ее характера. Организует работы и отвечает за их выполнение начальник ЛПДС или руководитель подразделения, за которым закреплена трасса.

umaO 2. Сбор, выезд и доставка персонала и технических средств ABC к месту производства восстановительных работ. Ответственным исполнителем является начальник ABC.

UUaO 3. Организация и выполнение аварийно-восстановительных работ на трубопроводе. Ответственный назначается распоряжением по территориальному производственному объединению из числа руководителей территориальных объединений, РУМН, ABC, ЛПДС и др.

До начала аварийно-восстановительных работ уточняются и доводятся до сведения каждого работника конкретные обязанности, объемы и сроки предстоящих работ, меры техники безопасности и пожарной безопасности, а также действия на случай возможных обвалов, осыпей, селей и других опасных явлений. При необходимости назначается лицо,

56

ответственное за выполнение работ по локализации и сбору нефти.

При получении сигнала об аварии начальник ЛПДС или диспетчер должны оперативно (в рабочее время — в течение 1 ч, в нерабочее время — не позднее чем через 2 ч) выслать патрульную группу из числа работников ABC для контрольного осмотра трассы с целью определения точного места аварии.

Патрульная группа, выезжающая на контрольный осмотр трассы, должна иметь средства индивидуальной защиты, сигнальные знаки для ограждения места разлива перекачиваемого продукта, необходимый инструмент, инвентарь, материалы и средства связи. В группе назначается старший.

При обнаружении следов выхода продукта на поверхность патрульная служба должна:

немедленно сообщить о выходе перекачиваемого продукта начальнику ЛПДС, диспетчеру районного управления, оператору НПС;

при угрозе попадания продукта в район транспортных магистралей остановить движение по шоссе, железным дорогам и рекам;

приступить к действию согласно плану ликвидации возможных аварий.

При облете трассы и при обнаружении выхода продукта необходимо:

сделать круг над ближайшей нефтеперекачивающей станцией;

сбросить вымпел с сообщением об обнаружении выхода продукта;

продублировать свое сообщение диспетчеру районного управления через диспетчера ближайшего аэропорта;

выйти на связь с диспетчером и продублировать сообщение о выходе продукта, ждать от диспетчера дальнейших указаний.

Руководитель ЛПДС (начальник ABC), на участке которого произошла авария, после получения сообщения от патрульной группы о возникновении аварии обязан продублировать это сообщение диспетчеру РУМН и принять на себя руководство по ликвидации аварии до прибытия на место аварии руководителя РУМН или ответственного руководителя, назначенного распоряжением по ПОМН.

При обнаружении выхода продукта, не приводящего к изменению технологических параметров перекачки и не представляющего угрозы населенным пунктам, водоемам, оста-

57

новка перекачки производится после обследования поврежденного участка и соответствующей подготовки средств для ликвидации аварии.

Все аварийные бригады, участвующие в ликвидации аварии, в обязательном порядке должны быть укомплектованы всем необходимым инструментом, приспособлениями, спецодеждой, средствами защиты, сигнализации и связи.

Руководитель ЛПДС, АВП до прибытия лица, ответственного за ликвидациию аварии, назначаемого ПОМН, прибыв на место аварии, уточняет обстановку, организует ограждение сигнальными знаками места разлива продукта, при разливе обеспечивает удаление людей из опасных мест, принимает меры к предупреждению дальнейшего растекания продукта, локализует поврежденный участок закрытием задвижек по согласованию с диспетчером РУМН, исключая попадание нефти в водоемы, населенные пункты, определяет места расстановки техники, нахождения людей, обустройства рабочей площадки, котлована сбора продукта и других сооружений, приступает к восстановлению трубопровода.

Ответственное за ликвидацию аварии лицо проводит следующие мероприятия:

прибывает лично к месту аварии, сообщив об этом диспетчеру, и возглавляет руководство аварийно-восстановительными работами;

уточняет характер аварии и передает уточненные данные диспетчеру;

сообщает о возможных последствиях аварии местным органам власти и управления, а также по мере необходимости - службе "Скорой помощи", ГАИ, милиции и т.д.; в зависимости от конкретных условий и технологии ремонта определяет необходимость организации дежурств работников пожарной охраны и медперсонала;

применительно к конкретным условиям принимает решение о способе ликвидации аварии;

в соответствии с принятым способом ликвидации аварии уточняет необходимое количество аварийных бригад, техники и технических средств для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии, сообщает руководству о необходимости оповещения населения и подключения дополнительных средств ремонта;

назначает своего заместителя, связных и ответственного за ведение оперативного журнала, а также других ответственных лиц, исходя из конкретной сложившейся обстановки;

58

организовывает размещение бригад, обеспечивает их отдых и питание;

после завершения монтажных работ по ликвидации аварии, ознакомившись с результатами контроля сварных соединений, если они положительны, сообщает телефонограммой диспетчеру об окончании монтажных работ и готовности трубопровода к возобновлению перекачки;

укомплектовывает группы, назначает ответственных за открытие линейных задвижек, по распоряжению диспетчера приступает к их открытию;

осматривает отремонтированный участок, сварные швы и другие технологические соединения на герметичность после пуска трубопровода и достижения в нем рабочего давления, докладывает о состоянии участка диспетчеру;

при обнаружении неплотности швов, трещин, подтеков принимает все меры для их устранения одним из способов, рекомендованных для данного случая;

заносит все данные по монтажу участка в журнал сварочных работ; после выполнения изоляции и засыпки трубы составляет акт на скрытые работы;

в течение всего времени производства работ по ликвидации аварии поддерживает постоянную связь с диспетчером.

Диспетчер РУМН, получив информацию о возможной аварии, осуществляет следующие действия:

немедленно извещает об этом руководство РУМН, диспетчера ПОМН и СУПЛАВ;

связывается с руководством ЛПДС (начальником ABC), на участке которого произошла авария, дает распоряжение о сборе аварийных бригад;

организовывает контрольный осмотр трассы;

останавливает перекачку, уточняет с ответственным за ликвидацию аварии лицом номера и расположение линейных задвижек, закрывает их, локализовав место аварии;

постоянно находится на связи с лицом, ответственным за ликвидацию аварии.

Диспетчер ПОМН при получении сведений об аварии осуществляет следующие действия:

немедленно извещает об этом начальника (главного инженера!, зам. начальника по эксплуатации, зам. начальника по товарно-транспортным операциям ПОМН, информирует о характере аварии и принятых мерах;

согласовывает с диспетчером РУМН схему и порядок отключения аварийного участка, контролирует ход выполнения мероприятий по ликвидации аварии.

59

Начальник (главный инженер) районного управления, получив сведения об аварии, проводит следующие мероприятия:

изучает создавшуюся обстановку, уточняет на месте аварии действия ответственных лиц и в случае необходимости корректирует действия аварийных служб согласно оперативной части плана ликвидации аварии;

принимает решение о необходимости выделения дополнительных сил РУМН;

уточняет ожидаемый объем стока перекачиваемого продукта, определяет возможность освобождения аварийного участка от продукта в ближайшие резервуары ЛПДС, используя при этом параллельно проложенные трубопроводы;

дает указание диспетчеру РУМН о выполнении принятых решений, предварительно согласовав их с диспетчером ПОМН; выезжает к месту аварии;

по прибытии на место знакомится с изменениями обстоятельств, происшедших за время нахождения его в пути, и принимает руководство по ликвидации аварии на себя до прибытия ответственного лица.

С момента приема сообщения об аварии диспетчером или специально назначенным лицом ведется учет характера и хода ликвидации аварии. Любые переключения, связанные с ремонтируемым участком трубопровода, могут производиться только по распоряжению лица, ответственного за ликвидацию аварии.

На время ликвидации аварии руководством ПТУС организуется связь диспетчера с местом производства аварийно-восстановительных работ и назначается лицо, ответственное за ее обеспечение.

Ответственный руководитель работ должен иметь надежную и постоянную связь с ближайшей НПС, районным (территориальным) управлением магистральными трубопроводами, а при необходимости - с метеослужбой, селевой станцией.

На участках трубопроводов, проходящих в одном техническом коридоре, допускается приступать к ликвидации аварии без предварительного согласования с владельцами коммуникаций, приняв меры к обеспечению сохранности других коммуникаций коридора во время производства работ и сообщив о работах всем заинтересованным организациям.

Персонал службы должен хорошо знать район участков трассы нефтепроводов, в том числе расположение соседних коммуникаций, населенных пунктов, объектов народного хо-

60

зяйства, сельскохозяйственных угодий, направление и скорость водотоков и т.д.

Повреждения коммуникаций, происшедшие вследствие неисправностей или при производстве работ на соседних коммуникациях, расследуются комиссией с привлечением всех заинтересованных сторон и устраняются за счет виновной организации и с привлечением ее сил. Ликвидация последствий аварии (повреждения) в техническом коридоре производится по плану, согласованному со всеми соответствующими организациями - владельцами коммуникаций. Устранение последствий стихийных бедствий (оползней, размывов трассы и т.п.) выполняется владельцами коммуникаций технического коридора совместными силами.

Ликвидация аварий на магистральных нефтепроводах может производиться без согласования с землепользователем, но с обязательным последующим его уведомлением.

3.4. ё ё ё А 6^ ^ ё ё ? а её ЁА^ a aAn a a

ёба ё ^ 1? ё а ёа it) Аб ? ёа ё U д б i iea ё ?а ii i

Под сложными условиями подразумеваются участки нефтепровода, проложенные в горах, болотах, песках, районах вечной мерзлоты.

К особенностям в организации ремонтной службы в сложных условиях относятся, во-первых, уменьшение расстояния между аварийно-восстановительными пунктами, обслуживающими участки трассы нефтепроводов. Так, если для обычных условий, о чем говорилось выше, это расстояние составляет 200 —250км, то для сложных — 80—100км. Во вторых, будет иным и техническое оснащение АВП.

Болотистой трасса считается в том случае, если суммарная протяженность болот на участке составляет 2 % и более либо если имеется болото протяженностью более 2 км.

Аварийный ремонт на болотах в основном проводится с использованием транспортных средств на гусеничном ходу, плавающих средств, сборно-разборных дорожных покрытий и настилов. Для производства земляных работ применяются бульдозеры и экскаваторы на болотном ходу. Кроме того, аварийные службы должны иметь шпунты для укрепления стенок ремонтного котлована, вибромолоты для забивки шпунтов и др. Нашли широкое применение в условиях болот мощные водоотливные установки.

61

При сооружении настилов необходимо учесть, что общая нагрузка технических средств на настил не должна превышать расчетной величины.

В сложных условиях трассы руководитель аварийных работ на период производства АВР должен иметь постоянную связь с селевой и метеорологическими станциями и своевременно оповещать персонал о резких изменениях погоды и надвигающихся стихийных бедствиях (пурга, ураганный ветер, снегопад, сель, гроза и т.п.). Одновременно с этим должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей (заранее определены безопасные места и укрытия, организована страховка работающих, система сигнализации и т.д.).

В районах вечной мерзлоты при организации ремонтной службы в первую очередь обращают внимание на особенности разработки мерзлых грунтов. Аварийно-ремонтные службы должны быть обеспечены техникой, необходимой для создания ремонтных котлованов в мерзлых грунтах. После завершения ремонтных работ требуются тщательная засыпка котлована, восстановление разрушенного и загрязненного нефтью грунта, полная очистка грунта от нефти. Даже незначительные остатки нефти приводят к таянию мерзлого грунта и обрушению.

К горным участкам трассы относятся участки, проложенные на местности с продольными и поперечными уклонами более 10 град., большим числом поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях и подверженные воздействию обвалов, оползней, осыпей.

При организации аварийно-восстановительной службы на нефтепроводах, проложенных в горных условиях, должны быть заранее (для реальных условий) разработаны мероприятия по задержанию, локализации и сбору разлитой нефти, а также по обеспечению пожарной безопасности; определены маршруты доставки спецтехники, материалов и людей к месту производства аварийно-восстановительных работ в осенне-зимний и летний периоды, установлены места хранения аварийного запаса труб и материалов на труднодоступных участках; составлены проекты производства аварийно-восстановительных работ на конкретных сложных участках горной трассы (крутые склоны, полки, надземные переходы, тоннели); подготовлена система оповещения населения при пожарной опасности от разлитой нефти, система сигнализации в различных ситуациях при опасности в горах; определены горные участки трассы для возможных путей стока нефти, возможные места установки нефтезаградительных

62

средств на горных водотоках и реках. На наиболее опасных участках трассы должны быть выполнены запруды для улавливания нефти, подготовлены необходимые запасы боновых заграждений, матов из камыша, соломы и других заградительных материалов.

На крутых склонах трассы, куда невозможен доступ спецтехники, должны быть предусмотрены канатные подъемники для доставки к месту работ материалов, приспособлений, инструментов, воды, пищи и т.д.

Аварийно-восстановительные службы в обязательном порядке должны оснащаться дополнительными механизмами и приспособлениями: лебедками, отбойными молотками, треногами и т.д.

Знакомства

для

настоящих

нефтяников

и

газовиков

Я:

Ищю:

от лет

до лет

В данной библиотеке представлены книги исключительно для личного ознакомления.
Запрещено любое копирование не для личного использования, а также с целью использования в коммерческих целях.
В случае претензий со стороны авторов книг/издательств обязуемся убрать указанные книги из перечня ознакомительной библиотеки.
Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.
Гумеров А.Г., Азметов Х.А., Гумеров Р.С., Векштейн М.Г.
Аварийно-восстановительный ремонт магистральных нефтепроводов

Глава № 3

Навигация

Аннотация-Введение-Оглавление-Список литературы

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8

Скачать эту главу в формате PDF

Всё про нефть и газ / Литература(каталог книг)

по всем вопросам и предложениям Вы можете обращаться на neft-i-gaz@bk.ru Администрация сайта