ВСЁ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ

Комплексный интернет- портал посвещённый нефти и газу

Посмотрите также другие разделы нашего сайта!!!

Литература
много книг по нефти и газу

Программы нефтегазового комплекса

Медиафайлы про нефть

Анекдоты про нефтяников

Знакомства для буровиков

Всё про нефть и газ / Литература(каталог книг)

Гумеров А.Г., Зубаиров А.Г., Векштейн М.Г., Гумеров Р.С., Азметов Х.А,
Капитальный ремонт подземных нефтепроводов

Введение

Навигация

Аннотация-Оглавление-Введение-Заключение-Список литературы

Глава 1 2 3 4 5 6 7

ВНИМАНИЕ

В текстах книг представленных на сайте в интернет формате очень много ошибок, не читаются рисунки, графики разбиты, это связанно с некачественной перекодировкой конвекторов из PDF формата и HTML.

Если Вам необходимы качественный текст с рисунками и графиками - то скачиваите книги с нашего сайта в формате PDF.

ссылка для скачивания книги или главы в формате PDF находится внизу страницы.

В данной библиотеке представлены книги исключительно для личного ознакомления.
Запрещено любое копирование не для личного использования, а также с целью использования в коммерческих целях.
В случае претензий со стороны авторов книг/издательств обязуемся убрать указанные книги из перечня ознакомительной библиотеки.
Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

анекдоты

программы

истории

ВВЕДЕНИЕ

Трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов в России исполняется скоро 100 лет.

Первый магистральный продуктопровод диаметром 203 мм и протяженностью 883 км с 17 насосными станциями был построен в 1896-1906 гг. по инициативе Д.И.Менделеева (проект В.Г. Шухова) и предназначался для перекачки экспортного керосина из Баку в Батуми. В то время это был самый крупный в мире трубопровод.

До 1917 г. на территории России было проложено 1147 км магистральных трубопроводов общей пропускной способностью около 2,5 млн. т в год.

В 1936 г. был построен нефтепровод Гурьев - Орск диаметром 300 мм и общей протяженностью 709 км, по которому в начальный период перекачивалась бакинская нефть, транспортируемая из Баку до Гурьева морским путем. С увеличением добычи нефти на Эмбинских месторождениях нефтепровод был переоборудован для перекачки местных высококачественных нефтей.

Становление России как великой нефтяной державы началось с открытия и освоения месторождений так называемого второго Баку - Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Первым наиболее крупным месторождением в этом регионе было Ишимбаевское, открытое в 1932 г. Для поставки оттуда нефти на Уфимский крекинг-завод в 1937 г. был введен в эксплуатацию первый в этом регионе страны нефтепровод Ишимбай — Уфа условным диаметром 300 мм, протяженностью 168 км, который сыграл огромную роль в экономике страны, особенно в годы Великой Отечественной войны.

5

Вслед за разработкой Ишимбайского месторождения последовало освоение Туймазинского, Бавлинского, Бугуруслан-ского и ряда других месторождений угленосной нефти с незначительным дебитом.

Настоящий прорыв в нефтедобыче произошел после открытия в 1944 г. девонской нефти в Башкирии. Для подачи ее на Уфимский крекинг-завод в 1947 г. был построен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Туймазы - Уфа диаметром 350 мм, протяженностью 180 км. В эти же годы прокладываются нефтепроводы местного значения: Серафимовка -Субханкулово, Нарышево - Бавлы, Зольное - Сызрань, Саратов - Наливная.

Бурное развитие трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов началось в 50-е годы.

В этот период строятся и вводятся в эксплуатацию такие крупные нефтепроводы, как Туймазы - Уфа-П диаметром 350 мм, протяженностью 157 км; Туймазы - Уфа-Ш диаметром 500 мм, протяженностью 155 км; Туймазы - Омск-I диаметром 500 мм, протяженностью 1336 км; Шкапово -Ишимбай диаметром 500 мм, протяженностью 146 км; Бавлы - Куйбышев-I диаметром 300-350 мм, протяженностью 308 км; Бавлы - Куйбышев-П диаметром 500 мм, протяженностью 308 км; Ромашкино - Куйбышев диаметром 500 мм, протяженностью 250 км; Куйбышев - Саратов, диаметром 500 мм, протяженностью 357 км; Кротовка - Куйбышев диаметром 500 мм, протяженностью 100 км; Туймазы - Омск-П диаметром 700 мм, протяженностью 1,334 км; Субханкулово - Шкапово диаметром 500 мм, протяженностью 94 км; Субханкулово - Альметьевск диаметром 500 мм, протяженностью 110,8 км; Субханкулово - Азнакаево диаметром 700 мм, протяженностью 62 км; Омск - Татарская диаметром 700 мм, протяженностью 179 км и т.д. В 1954 г. завершилось строительство I продуктопровода Уфа — Омск диаметром 350 мм, протяженностью 1176 км, а в 1959 г. - II продуктопровода Уфа - Петропавловск диаметром 500 мм, протяженностью 915 км.

Уже первый опыт сооружения магистральных трубопро-6

водов и их последующая эксплуатация показали необходимость проведения исследований, научного обоснования и решения ряда важных вопросов, таких как выбор технологии и режима перекачки при заполнении трубопровода нефтью или нефтепродуктом с вытеснением воды в случае прямого контактирования, а также при последовательной перекачке нефтепродуктов, подготовке нефтепроводов к перекачке нефтепродуктов, очистке трубопроводов от отложений парафина и грязи и т.д.

В середине 50-х годов особую актуальность приобрела проблема ремонта трубопроводов. До этого времени защита трубопроводов различного назначения осуществлялась только пассивными методами, т.е. покраской или нанесением битумной изоляции на наружной поверхности трубопровода, в основном нормального типа. Однако с расширением районов строительства, особенно в северном и восточном направлениях, где значительная часть трассы трубопроводов проходит через заболоченные, обводненные, засоленные участки и т.д., эффективность защиты трубопроводов только покрытиями стала явно недостаточной и трубопроводы начали подвергаться коррозионному разрушению. Более того, в этот период началась интенсивная электрификация железных дорог. Рельсовое хозяйство и железнодорожное полотно подготавливались практически без учета влияния построенных на этой трассе трубопроводов. При этом средства электрохимической защиты трубопроводов от действия блуждающих токов и почвенной коррозии отечественной промышленностью не выпускались. Расположенные в непосредственной близости от железных дорог магистральные трубопроводы стали усиленно корродировать.

Например, на участке Уфа - Челябинск, где железную дорогу начали переводить на электрическую тягу в 1955 г., появились коррозионные повреждения от блуждающих токов, сила которых местами достигала 1000 А и более. Только сквозных повреждений на этом участке даже при интенсивной защите трубопроводов путем прямого дренажа блуждающих токов к отсасывающим фидерам тяговых подстанций

7

было ликвидировано в 1955 г. - 5 шт., 1956 г. - 7, 1957 г. -27.

Таким образом, в середине 50-х годов остро встала проблема аварийного и капитального ремонта трубопроводов на участках значительной протяженности.

Первоначально все ремонтные работы выполнялись хозяйственным способом силами эксплуатационного персонала перекачивающих станций. Производственные операции - от рытья шурфов до засыпки отремонтированных участков — осуществлялись в основном вручную (в лучшем случае — с помощью бульдозеров, иногда — роторным экскаватором).

В 1957 г. в составе Башкирского научно-исследовательского института по переработке нефти создается отдел транспорта и хранения нефти. В 1959 г. в связи с расширением круга специфических проблем, в том числе проблем защиты трубопроводов от коррозии и капитального ремонта подземных трубопроводов, на базе этого отдела был организован институт “НИИтранснефть", ставший головным научно-исследовательским предприятием Миннефтепрома СССР — единственной в стране организацией, занимающейся технологией транспорта, хранения и капитальным ремонтом магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. В 1970 г. институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспорту нефти (ВНИИСПТнефть), а в 1992 г. - в Институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР). В институте были созданы отделы и лаборатории по основным проблемам трубопроводного транспорта нефти, в первую очередь поддержания и повышения надежности и безопасности трубопроводов, начиная от исследования влияния различных процессов и явлений на несущую способность трубопроводов до восстановления необходимой ее величины, обеспечивающей плановый объем перекачки.

С 1962 г. начинается внедрение технических средств и новых материалов, испытываются первые очистные и изоляционные машины разработки НИИтранснефти. В период с 1962

8

по 1968 г. внедряются очистные машины ОМС-1, ОМС-2, ОМС-2М и изоляционные машины УИМ-14, УИМ-20, с 1965 г. - поточный механизированный метод ремонта трубопроводов.

В 1967 г. начинается освоение способа механизированного нанесения нового изоляционного покрытия трубопроводов на основе битумной мастики, армированной стеклохолстом; впервые применяется вскрышной экскаватор ЭВР-529.

В эти лее годы разрабатываются правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов, инструкции и другие нормативные материалы, охватывающие основные вопросы ремонта подземных трубопроводов на равнинных участках.

Интенсивность и масштабы работ возросли в начале 70-х годов. Были созданы и внедрены в производство следующие крупные разработки:

техника и технология резки трубопроводов энергией взрыва;

изоляционное покрытие типа Пластобит (Пластобит-2, Пластобит-2М, Пластобит-40) и грунтовка под это покрытие, имеющие эксплуатационный срок службы не менее 35 лет;

комплекс очистных и изолировочных машин для нефтепроводов всех диаметров до 720 мм включительно;

комплекс механизмов и машин для ремонта нефтепроводов диаметром 820—1220 мм;

комплекс машин и механизмов для аварийного ремонта нефтепроводов;

методики расчета на прочность и устойчивость ремонтируемых участков нефтепроводов;

технологические процессы капитального ремонта нефтепроводов в различных природно-климатических условиях, в том числе без остановки перекачки, при давлении до 2,5 МПа.

Кроме того, разработаны, периодически дополняются и обновляются правила капитального ремонта нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Исследованы различные состояния подземных трубопроводов и по результатам этих исследова-

9

ний разработаны рекомендации по учету старения трубных сталей при проектировании и эксплуатации магистральных нефтепроводов и т.д.

Тесное сотрудничество предприятий, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы, с ИПТЭР позволило капитально отремонтировать около 20 тыс. км подземных магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов.

В настоящей книге обобщен накопленный опыт ремонта подземных нефтепроводов с заменой труб и изоляции, а также выборочного ремонта.

Знакомства

для

настоящих

нефтяников

и

газовиков

Я:

Ищю:

от лет

до лет

В данной библиотеке представлены книги исключительно для личного ознакомления.
Запрещено любое копирование не для личного использования, а также с целью использования в коммерческих целях.
В случае претензий со стороны авторов книг/издательств обязуемся убрать указанные книги из перечня ознакомительной библиотеки.
Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.
Гумеров А.Г., Зубаиров А.Г., Векштейн М.Г., Гумеров Р.С., Азметов Х.А,
Капитальный ремонт подземных нефтепроводов

Введение

Навигация

Аннотация-Оглавление-Введение-Заключение-Список литературы

Глава 1 2 3 4 5 6 7

Скачать эту главу в формате PDF

Всё про нефть и газ / Литература(каталог книг)

по всем вопросам и предложениям Вы можете обращаться на neft-i-gaz@bk.ru Администрация сайта